Мухтар Утебаев – Мунлык-Зарлык
Label:
Мелодия – М30-38923-8
Format:
3 × Vinyl, LP, Mono
Country:
USSR
Released:
1976
Genre:
Folk, World, & Country,Psychodelia
Style:
Tracklist
A1 Мунлык-Зарлык
A2 Продолжение
B1 Продолжение
B2 Продолжение
C1 Продолжение
C2 Окончание--МУНЛЫК-ЗАРЛЫК. Казахский нар. эпос.
М. Утебаев в собств. сопр. на домбре.
Пояснительный текст читает А. Исмаилов
Ровно десять лет назад мне довелось стать участником экспедиции по культурно-историческим местам ЮКО. Перелистывая свои путевые заметки, обнаружил подробные записи о посещении одного интереснейшего объекта. Впрочем судите сами, насколько захватывающей может быть порою сказка, перемешанная с реальной историей...
Легендарная история
...Бесконечная дорога, полынный дух раскаленной сухой степи, за которой слева угадываются на горизонте гряды кызылкумских барханов. Сколько веков истории, сложной и порой кровавой, пронеслось над землей Южного Казахстана. В народной памяти история эта отложилась в виде легенд и сказаний. А самые драматичные ее моменты стали эпосом…
Именно здесь журналист Бахтияр Тайжан, большой знаток казахского фольклора, рассказал полузабытый, и может быть, от этого еще более прекрасный казахский эпос «Мунлык-Зарлык».
С шоссе, недалеко от «баиркумского» моста через Сырдарью, сворачиваем к большому кладбищу. Бахтияр ведет нас по единственной здесь выложенной плиткой дорожке. Проходим внутрь ограды, сооруженной совсем недавно и как-то наспех. Над головой на фоне бездонного голубого неба покачивается от ветра большой железный купол. А внутри этого своеобразного мазара - две очень старые могилы и новая мемориальная доска, надпись на которой сообщает, что похороненные здесь герои эпоса жили в середине ХVI века. То есть в эпоху бесконечных войн казахских ханов со среднеазиатскими шейбанидами, в эпоху, когда наш край впервые начал подвергаться нападениям джунгар, которых казахи называли калмаками.
Внутри ограды удивительный покой и умиротворение, отсюда просто не хочется уходить… Кто же они такие, герои эпоса «Мунлык-Зарлык»?
Печальное повествование
Жил в здешних местах могущественный правитель Шаншар-хан, у которого было шестьдесят жен, и ни одна из них не могла родить ему ребенка. Шестьдесят первой женой стала красавица Ханшаим. Однажды, когда хан был в дальнем походе, она родила двойню - мальчика и девочку. Однако завистливые жены сообщили хану, что у Ханшаим родились два щенка. Разгневанный правитель приказал отправить «царицу и приплод» на один из островов Сырдарьи. А мальчика и девочку по наущению ханских жен выбросила в реку некая злобная колдунья.
Но детей спасли добрые духи, а выкормила их своим молоком самка сайгака. Девочку духи назвали Мунлык, а мальчика - Зарлык. Они поселились в пещере среди живописных холмов Шогирлитау на правом берегу Сырдарьи. Подросший юноша занимался охотой, а его сестра - изучением целебных и ядовитых трав...
Между тем несчастная Ханшаим, уверенная в том, что она действительно родила щенят, так и жила на речном острове.
Однажды Шаншар-хан случайно встречает Зарлыка, они вступают в единоборство, из которого юноша выходит победителем. Вернувшись в свою ставку, хан восхищается перед свитой смелостью Зарлыка и начинает горько проклинать судьбу, которая так и не дала ему детей. Жены хана догадываются, что дети Ханшаим живы. Они вновь призывают к себе злую колдунью Мыстан-кемпир, щедро одаривают ее и просят окончательно сжить двойняшек со света. Мыстан-кемпир отправляется в Шогирлитау. Колдунья застала Мунлык в пещере одну и рассказала, что ее брат с колыбели сосватан с дочерью соседнего правителя Кульмес-хана и ему давно пора ехать за невестой. Зарлык, обеспечив сестру необходимыми запасами, немедленно отправился за невестой. Расчет Мыстан-кемпир был в том, что гордый хан казнит дерзкого оборванца…
По пути Зарлык встретил Кульмес-хана, который занимался охотой. Не зная о том, что это будущий его тесть, юноша простодушно рассказал ему свою историю. И тут хан... рассмеялся, чему были очень удивлены все его нукеры, поскольку до сих пор смеха правителя никто еще не слышал.
- Этот юноша сын правителя гораздо более могущественного, чем я, а ходит как оборванец, - сказал Кульмес-хан по возвращении в ставку. И вслед за тем отдает свою дочь в жены Зарлыку.
После свадьбы Зарлык с молодой женой и караваном из 70 груженых верблюдов отправляется к сестре. Едва он заходит в пещеру, Мунлык начинает горько упрекать его за то, что брат не заботится о ней, а только устраивает свою личную жизнь. Такие черные мысли навеяла Мунлык Мыстан-кемпир. В конце концов Мунлык требует от брата найти их мать. Зарлык отправляется на поиски. По пути он встречает сайгака, который бежит от молодого охотника в сторону острова, где живет Ханшаим. Когда до цели остается совсем немного, сайгак превращается в старика и исчезает. А в это время две собаки тянут Ханшаим навстречу Зарлыку. Счастливая встреча матери и сына произошла! А дальше - встреча с дочерью и, наконец, с отцом. Все счастливы.
Но эпос этот печален, не зря в казахском языке понятие «мунлык-зарлык» означает печали и бедствия. Вскоре в здешние места приходят джунгары. И герои эпоса гибнут в битвах. Последней умерла Мунлык, которую взяли в плен. Девушка на пиру отравила вражеских полководцев и себя. Поэтому могила ее находится в нескольких километрах от места упокоения брата и матери.
Досадная пустота
А теперь попробуем рассмотреть этот эпос в историческом контексте. Он, действительно, интересен с этой точки зрения, уже хотя бы потому, что жизнь его героев определена хронологически серединой ХVІ века. И у них есть могилы. А это означает только одно: что-то подобное в истории могло произойти реально. И так потрясло это событие современников, что они передали его потомкам в виде художественного произведения.
Прежде всего попытаемся узнать, что об этом эпосе говорят специалисты. В Интернете, увы, ни одного специального исследования найти не удалось.
После долгих поисков встретил в Сети отрывок из дастана в переводе Александра Матвеева на русский язык. Жаль только, что полного текста дастана («дастан» - поздний вариант эпоса) мне нигде не удалось найти. Поэтому нам остается попробовать самим выяснить, какие исторические события могли лечь в основу дастана. Благо у нас есть примерная дата жизни героев…
Подоплека истории
И вот тут выясняется, что исторические события того времени идеально ложатся в сюжетную линию «Мунлык-Зарлык». «Смутным временем я называю период в истории Казахстана 20-50-х гг. XVI века, когда череда властителей, беспрерывно воевавших друг с другом, частые военные столкновения с соседями, в которых гибли целые султанские фамилии, постоянные грабежи и насилие чуть не сгубили первое казахское государство», - пишет известный историк Турсун Султанов.
В 1526 году ослабел Моголистан и казахские владетели заняли Семиречье. После этого в 1533 году могольский хан Абд ар-Рашид отошел от традиционного союза с Казахским ханством и сблизился с шейбанидами.
С этого времени на огромной территории между Сырдарьей и Иртышом несколько десятилетий шла война. В которую вмешалась третья сила – те самые калмаки, которые и губят героев дастана (калмаками казахи называли западных монголов, которые сами себя называли ойратами).
Казахами тогда правил хан Тахир, внук Джанибека - одного из двух ханов-основателей государства. Он умер предположительно в 1532 году. Судя по историческим источникам, Тахир первым из казахских ханов и вступил в борьбу с калмаками.
После Тахира ханом стал Буйдаш. Вероятнее всего, именно к периоду его правления и относятся события дастана. Парадокс, но о его двадцатилетнем правлении историкам практически ничего не известно. Развитой письменной традиции в кочевом ханстве не было, а историки из окрестных государств упоминают о Буйдаше лишь дважды. Потому остается лишь гадать: либо хан был бесталанен и писать о нем хроникерам было нечего, либо им хватало собственных тем, так что о казахах они на время забыли.
Но обратимся к двум сохранившимся упоминаниям. В первом говорится о набеге могольского султана на казахов и кыргызов. Чтобы бороться с грабителями, последние объединились, их войско возглавил Буйдаш-хан, который нагнал возвращавшихся домой с добычей моголов и разгромил их, при этом их предводитель Абд ал-Латиф погиб. Хан моголов, отец павшего султана, немедленно собрал войско и догнал армию Буйдаш-хана на берегах Иссык-Куля. Историк Махмуд ибн Вали сообщает, что казахский хан «обратил лицо в долину бегства», но моголы преследовали его двадцать дней, пока не настигли. В последовавшей затем жестокой битве Буйдаш-хан потерпел поражение и спасся только «благодаря быстроте ног скакуна».
Во втором сообщении уже Буйдаш-хан выступает в роли завоевателя. В конце 1559 года он во главе ополчений двадцати казахских султанов выступил на завоевание Мавераннахра (междуречья Сырдарьи и Амударьи). Казахское войско дошло до Сайрама, в битве под которым погибли и сам Буйдаш-хан, и его султаны.
Келте ханлар
Именно так историк Кадырали-бек, живший полвека спустя после описываемых событий, называет мелких ханов, правивших отдельными кланами казахов параллельно с ханами главными. Именно изобилие келте ханлар можно считать одной из главных примет смутного времени в Казахском ханстве.
Мне известны имена двоих из них. Хан Ахмат погиб в войне с ногайцами, а хан Тугум пал в войне с ханом моголов, при этом вместе с ним погибли 37 султанов.
Подводя итог смутного времени, доктор исторических наук Турсун Султанов пишет: «В 30-50-х г.г. XVI века в результате внутренних неурядиц и борьбы с внешними врагами погибли тысячи и тысячи кочевников, исчезло несколько султанских фамилий (общим числом более 60 султанов), но, несмотря на все это, основная масса населения Казахского ханства продолжала заниматься своим любимейшим занятием – пастбищным скотоводством и кочевать по традиционным маршрутам».
С большой долей вероятности можно предположить, что именно такими келте ханлар были Шаншар-хан и Кульмес-хан. А в основе «Мунлык-Зарлык» лежат реальные события, расцвеченные фантазией неизвестных авторов.
А. Гончаров
08 сен 2014
Кто сможет осилить до конца Респект !Это вам не Пинк Флойды какие нибудь !По последнему фото понятно !
ОтветитьУдалить